aksinya_esakova: (Default)
[personal profile] aksinya_esakova
Оригинал взят у [livejournal.com profile] archaeo_pteryx в Балтийский реконструкторский морской поход. Лето 2012.

Ну вот теперь можно и о походе рассказать. :)

Сначала об организаторах этого похода. Корабль, который как написано в предыдущем посте — реплика раннесредневекового славянского корабля обнаруженного в Польше неподалёку от местечка Камень-Поморский. Сам корабль базируется в польском Волине на территории волинского исторического Центра славян и викингов, ему же и принадлежит. Капитан корабля — поляк, Ярослав Богуславский, который имеет стаж службы на парусном флоте уже более 40 лет. Команда наша московская, это Дружина "Серебряный Волк", старейший клуб исторической реконструкции. А ярл дружины, и руководитель клуба Максим [Рагнар] Макаров — наш командир. На этом корабле дружина осуществила три продолжительных морских похода и несколько малых походов. На "Орле" прошли всю западную часть Балтийского моря, причём не единожды. Этот поход стал третьим продолжительным, и как оказалось, самым сложным. Изначально предполаглся поход на двух кораблях, поэтому было сформировано две команды. Вторым должен быть "Велет", полу-драккар полу-лодья, чуть меньших размером и меньшей массы. Однако на "Велета" не были готовы документы, и нам пришлось идти на одном "Орле" сменяя матросов поэтапно.

Предполагали, что выйдя из Волина, мы прямиком проследуем мимо Рюгена до Шлезвига, неподалёку от которого в Хедебю проходит фестиваль драккаров. Затем, мы собирались подняться на север, дойти до Кёрсёра в Дании, и оттуда по суше до реконсового феста в Треллеборге (датском, не шведском). А затем, минуя Рюген (с заходом на него) вернуться в Волин через Узедом и Щецинский залив. Вот такие простые планы. Но... у нас нет мотора, а море, это море... Хотели реконструкцию, получили в полный рост.

На третий день, обойдя Рюген со стороны материка, мы сначала попали в туман, а потом и шторм нагнал. Туман с ветром, для суши нонсенс, для моря — реальность. Потеряв ориентиры мы со всего маху у Дарсской косы вылетели на мель, ещё не знали, что мель прибрежная (если в открытом море, мель в шторм, это реальный пиздец). Шторм был слабенький, балла три, но и этого хватило. Мы славно искупались, дали сигнал "Mayday", умудрились самим сняться с мели, но дальше за нас взялись местные спасатели и следующие два дня мы провели неподалёку от злосчастного Дарссер Орта, заодно став легендой, попав во все немецкие новости. Потом в каждой марине по всей Балтике нас спрашивали: "Дарссер Орт ваш?" :)
Затем был переход до Фемарна, и только пройдя неподалёку от исторического Старграда нас сначала догнал один шторм, затем сразу второй, затем ночью третий. Эту ночь я запомню надолго, была моя вахта на шкотах. :) Если три предыдущих шторма были балла четыре, то утром вломило шесть. Нас несло мимо Хедебю как фанеру над Парижем. Перед рассветом мы резко развернулись, чтобы не быть опрокинутыми ветром и нас понесло на датский Лангеланд. Следующие пять часов мы провели в адской пляске по волнам, Рагнар молодец, мастерски сажал "Орла" кормой с одной стенки на другую, но нам пришлось собрать парус до одного рифа, и практически спустить рей. Впереди нас ждал единственный и совершенно незнакомый порт в Багенкопе, с очень узким входом. Волны закрывали горизонт, куда идти неясно, волны нарастают, берег каменистый. Это была русская рулетка с одним вынутым патроном из полного барабана. Короче, повеселились, но паники не было, скорее наоборот... Какой-то восторг от стихии и полная отстранённость от перспектив. В 10:20 утра мы буквально влетели в Багенкоп, а через час на море началась настоящая буря. Пронесло, буквально. Местные моряки у нас спрашивали, есть ли мотор, на отрицательный ответ крутили пальцем у виска "ВЫ ЁБНУТЫЕ!" На это мы отвечали, "Мы славяне!", датчане умилялись. :)))

Через пару дней мы совершили попытку прорваться до Хедебю, но ветер снова нас вернул в Данию: на сей раз в Марстал (Маршталь) на остров Эрё. Через двое суток, ветер не сменился, и мы договорились с буксиром. Помотылявшись на волнах день, на шнурке до Хедебю и дошли.

О фестах и музеях разговор особый, об этом я напишу в отдельном отчёте, но Хедебю был хорош музеем, реконструкцией древнегерманского жилья, уютненьким ночным концертом и вкусной едой (устали мы от тушёнки). Сам фестиваль был уныл. Драккары все с мотором, многие с современными по управлению парусами, постоянных команд у них как таковых нет. Наша, по ходу дела, единственная на Балтике. Единственным интересным эпизодом был 30-ти метровый драккар "Морской Жеребец" из Роскильде. Этот смог без проблем дойти до Ирландии и вернуться обратно. Что такое Северное Море, я наслышан.

В Хедебю я с товарищем списался на берег уступив на время место двум другим. Далее мы должны были доехать до Треллеборга, там встретить наших и снова на "Орле" двинуться в обратный путь морем. Но... всё снова оказалось не так....

Мы благополучно доехали (одеты были в реконс, гражданка осталась в Волине) до Треллеборга на попутной машине, потусили на фесте, завели новых друзей из Дании (в том числе и археолога слависта из Берлина), съездили в музей экспериментальной археологии в Лайре, и... не дождались наших.

Выйдя из Шлезвига, дойдя до Шлее, наши снова попали в жестокий шторм. Практически повторив багенкопский смертельный трюк, они еле-еле влетели в Рёдбю на острове Лоланд едва не попав в шторм под форштевень парома. Море снова сыграло злую шутку. Естественно, ни о каком Треллеборге речи не было, и мы скоренько приехали в Рёдбю к нашим.

Погода не унималась и на третий день мы решили пробиваться через прибой в море. Некурящий Рагнар сделал пару затяжек сигаретой, бросил "Бог не выдаст, друг не осудит.", отдал команду выходить в ночь на вёслах против сильного ветра. ...Вышли... Волны, курррвы ебаны, пытались выломать весло и затягивали под банку. Через час с языком на плече, и глазами навыкате, под задорные команды "На том свете выспитесь канальи! Гребите или сдохнем!!!" наконец легли на курс и подняли парус. Это была наша заключительная штормовая ночь (немного, балла 4, но тоже взбодрило). К полудню мы увидели на горизонте Руян. Это было счастье... :)

А потом был Штральзунд и отдых. Мы съездили на Аркону, прошли по-Руяна пешком (таксист устроил подставу), на Арконе переночевали. Городище Арконы было закрыто и огорожено колючей проволокой, но на рассвете, показав дежурному на маяке средний палец мы прошли за вал и встретили восход Солнца на Священной Земле. Вообще, всё это было очень символично, пройти штормящую Балтику на раннесредневековой славянской лодье, и на ней придти практически на Аркону.

Затем было несколько дней жары и штиля, гребля под палящим солнцем, заход в Грайфсвальд. Последний бросок через открытое море к Пенемюнде. Еле удрали ещё от одного циклона, но успели. А потом, по внутренним водам мимо Узедома, через Вольгаст на Волин. А там, самый крупный в Европе фестиваль, пьянка, музыка, веселье, и всё такое...

А теперь, картинки. :)

Готовимся к походу.

Волинский музей. Ещё никого народу, на фестивале будут тысячи.

Дзивнув. Перед выходом в открытое море.

Первый раз увидел Руян сидя на вахте за шкотами. Все ещё спят.

Туман и нарастающий ветер, до Дарссер-Орта осталось полтора часа...

Это мы так переночевали после нашего "кораблекрушения", но местные-то "прознали" про настоящее кораблекрушение, и увидев нас рано утром в таком виде, сообщили прессе о двух десятках трупов.
Хехехе. :)))))

Ремонт и "разбор завалов" после Дарссер-Орта.

Снова туман, и на этот раз штиль. Гребём.

Фарватер Любека, корабли как будто выскакивали из тумана, будто проявляясь на фотобумаге. Нет, и ррраз — есть. И не понятно куда идёт.

Наш походный камбуз, который сооружался на миделе. Готовка на кувыркающемся корабле, это ценнейший кулинарный опыт.

Начало первого шторма у Фемарна.

Только прошёл один, несёт второй. Через двадцать минут мы окажемся под этим "потолком", нас будто кто-то возьмёт на руки, и... Только мачта затрещит.

"Бродячий морской цирк Джерри Богуславского" прибыл в Багенкоп. На море — буря.

Лангеланд, как музей, но жизнь там скучная. В 17:00 всё закрывается, и ку-ку ребята, спать! И так не тольк там, а почти везде, куда мы заходили.

"Ёбнутые русские" на просторах Лангеланда.

В Марштале на Эрё. Это парусная столица Дании и город-музей.

Вся прибрежная Дания какая-то крохотная, домишки, окошки, низкие потолки. Страна гномов. Но люди приятные, женщины симпатичные. Пиво вкусное, настроение всякое.
Этот дом построен в середине 17-го века.

В Маршталь зашла немецкая учебная шхуна "Тур Хейердал". Я втёрся в доверие к курсантам сразу по его прибытии и полазил в одиночку. Потом отвёл одного из курсантов пить пиво с ромом на нашего "Орла". На утро мы получили официальное приглашение на борт "Тура".

А это наш ярл.

Идём на буксире мимо датских берегов. Мотыляет.

Хедебю, или если исторично, Хайтхабу. Другие участники феста драккаров.

"Морской Жеребец"

Реконструкция длинных домов в Хедебю. Интересно, они когда нибудь по количеству реконсовых домов догонят Волин? Но археологический музей в Хедебю отменный, волинскому не ровня.

Валы городища Хедебю. Вообще, валы, это не германская тема. У кого научились? ;)

Реконс древненорвежского длинного дома, с континентальными германским общего немного. Мрачно, темно, холодно. Короче — нордично, эпично и эддично.

Городище в Треллеборге, само по себе и макет реконструкции. Немецкий археолог подтвердил моё подозрение, что круглая стена, это не скандинавское изобретение, а принцип позаимствован в X-м веке. Он же обратил внимание на сходство с более ранними славянским городищами на Южной Балтике. Совпадение?

Лайре, музей экспериментальной археологии. Поселение эпохи раннего железа. В 70-80-е годы 20-го века таким манером здесь жили, проводили живой долгосрочный эксперимент, даже целое поколение народилось. Потом эксперимент закончился и из Лайре сделали музей, существенно расширив экспозицию: от неолита, до 18-го века.

Древнегерманский дом в Лайре. В нём вполне можно жить, и жили совсем недавно.

Пристанище "Орла" в Рёдбю. Заброшенный грузовой терминал, гиблое место. Ну наших и занесло...

Погода шептала: "Сиди и не высовывайся!" Нет, высунулись.

Бессонная ночь по дороге на Рюген.

Ветровые станции у Гедсера, прямо в море. Если штормом сюда пригонит — верная смерть...

Идём на Руян.

Бывший наш барк "Товарищ", теперь "Горх Фок". Украинцы просрали последнее, теперь не вернуть.

Штральзунд. Богатенький был городок во времена Ганзы.

Идём на Аркону.

К Арконе мы подошли на закате. Вал городища.

Вот так выглядит Аркона снизу, или то что от неё осталось.

Рассвет на Арконе.

Устав от 12-ти часовой беспрерывной гребли, бросаем якорь и купаемся.

Грайфсвальд.

Бросили якорь прямо в море, ждём перемены ветра.

Этот уходящий в надвигающийся циклон парусник выглядел как форменный "Летучий Голландец".

Это странное сооружение неподалёку от Пенемюнде осталось ещё с войны. Станция слежения ракетного полигона фон Брауна?

Остатки разводного моста взорванного немцами ещё в войну. Так и оставили.

По прибытии в Волин вывесили полный штандарт, так сказать.

С момента нашего отбытия Волин сильно поменялся. Фестиваль.

Ну а потом, я изложу итоги, которые весьма небезинтересны и даже полезны. :)